Загадочное "kitre"

подробно о
загустителях
для эбру
"Вода у нас волшебная, как и всё в эбру!"
Загадочное "kitre" или подробно о загустителях для эбру


А это простая вода? А зачем нужен загуститель? А можно рисовать на простой воде? Эти вопросы задает каждый, кто впервые видит волшебный процесс рисования на воде. Конечно сначала мы отвечаем на такие вопросы шуткой — вода у нас волшебная, как и всё в эбру!

А если говорить серьезно, загуститель это вещь очень важная для эбру! Это специальное вещество, которое добавляют в воду и получается раствор на котором краски послушно растекаются по поверхности воды и не тонут. Такой раствор, благодаря своей плотности и вязкости, удерживает форму рисунка, создаваемого на поверхности воды, и не дает краскам утонуть. Что будет, если капнуть краску в обычную воду без загустителя? Попробуйте, это не опасно, но с эбру не имеет ничего общего. Если вам повезет, краска сначала станцует на поверхности воды несколько па в непредстказуемом направлении и... плавно отправится на дно, а если не повезет — краска просто упадет на дно и никакой романтики! Вобщем порисовать не удастся, хотя и здесь есть свои исключения, но это все равно будет не про эбру и об этом я скажу позже.

Как для любого художника огромное значение имеет та основа, которую он выбирает для воплощения своего художественного замысла — будь-то это холст, картон, бумага, дерево, стекло и т.п., так и для художника-эбру качество и свойства загустителя значительно влияют на конечный результат.

Да-да, именно так! Загустителей много, они разные, каждый мастер эбру создает свою коллекцию любимых загустелей и, кроме того, разные загустители используются мастерами для создания разного вида рисунков. Совсем запутались? Тогда начнем с традиции.

Традиционно турецкие мастера использовали в качестве загустителя вещество с турецким названием "kitre", которое получали из стебля колючки гевен (geven) - так по - турецки называется растение Астрагал (лат. Astragalus), вернее некоторые его виды, из которых получают kitre. Международное название вещества, которое из него получают — трагакант (gum tragacanth) — это камедь.

Так вот, сок колючки гевен собирали в горах Анатолии в июле, высушивали, получали так называемые лепестки — склеенные кусочки сока-смолы, которые размачивали в дистилированной или дождевой воде настаивали достаточно продолжительный период времени в зависимости от степени помола - от суток до 2 недель. Пробовала. Хлопотно, долго, очень дорого и конечный результат очень на любителя. Вобщем в мою коллекцию любмых загустителей этот вариант не попал.

Говорят, что известный мастер эбру Саджид Окйай (Sacid Okyay, 1915-1999) считал идеальным загустителем Салеп (Salep). Мука Салеп производится из высушенных корней одного из диких видов анатолийской горной орхидеи (Яртышник или Серапиас). Однако из-за образовавшейся угрозы по исчезновению растения мука является довольно редкой и дорогой. Я не пробовала. Отзывов современных мастеров не встречала. Будет возможность обязательно попробую и напишу! Кстати из муки Салеп в Турции готовят горячий напиток с одноименным названием, очень давней историей и впечатляющими свойствами. Почитать про него можно здесь.

Вообще-то свойством увеличивать вязкость воды обладают достаточно большое количество веществ. Но как оказалось, для использования в качестве загустителя эбру подходят единицы. По собственному опыту знаю, что практически каждый мастер эбру в начале своего творческого пути пытается «схитрить» и порисовать на воде с тем, что есть под рукой: с сахаром, крахмалом, агар-агаром, на худой конец с семенем льна и зеленой гречкой. А некоторые даже молоко пытаются использовать. На второй неделе экспериментов, в виду отсутсвия результатов, затея обычно надоедает, а эксперементаторский пыл остывает. Самые стойкие доходят до камедей и альгинатов, но и тут результаты не очевидны. Все это забавно, интересно, но хлопотно, поэтому не буду томить и перейду к тем веществам, которые широко используются мастерами эбру.

Каррагинан (carrageenan) — вещество, получаемое из красных морских водорослей. Не путайте — это не сами водоросли, поэтому не пытайтесь их замочить — раствор не получится, хотя в некоторых источниках я читала и про такой вариант. Каррагинан, если верить википедии, это природный гелеобразователь, получаемый при переработке красных морских водорослей методом экстракции с последующей очисткой от органических и других примесей — многократным осаждением, фильтрацией и промывкой в воде и спирте. Вобщем самим его добыть из водорослей точно не получится.

Скажу сразу, что для меня каррагинан это идеальный загуститель для работы в традиционной технике эбру традиционными красками. Раствор из него готовится быстро, если очень нужно, то он может запариваться кипятком и готов сразу, после остывания и выхода пузырьков. Раствор обладает высокой степенью плотности в сочетании с невысокой степенью вязкости и очень, если можно так выразится, пластичен, что позволяет рисовать на достаточно густом растворе и создавать очень сложную форму тонких линии. Все эти свойства позволяют наслаждаться как процессом рисования технически сложных рисунков с детальной и очень тонкой проработкой в традиционной технике эбру, так и созданием длительных эбру-шоу. Раствор на основе этого загустителя обладает высокой емкостью для красок - т. е. принимает на свою поверхность большое количество краски, что и позволяет рисовать длинные и сложные эбру-шоу. Кроме того, за счет высокой плотности раствора краски лучше удерживаются на поверхности воды и, соответсвтенно, меньше тонут, рисунок не деформируется продолжительное время. А еще, на нем можно сделать эффект различные дизайнерские эффекты! Вобщем, если вам хочется погурманить, ощутить максимальную степень удовольствия от процесса — это вариант то, что надо. Загустители из каррагинана есть у разных турецких производителей материалов для эбру, но я предпочитаю российский загуститель от «Эбру-профи» — он так и называется Загуститель для эбру № 1 (профессиональный) — поскольку он есть в России в свободной продаже. Загустители из каррагинана разных фирм обладают схожими свойствами, однако они все-равно отличаются, т. к. свойства каррагинана зависят не только от вида водоросли, из которой он изготавливается и места ее произростания, но и от его производителя.

Целлюлозные загустители. О целлюлозе можно слогать поэмы и петь ей гимны! Где она только не используется! И в эбру она тоже заняла достойную нишу. Видов целлюлозы и ее производных огромное количество. И все они обладают разными свойствами, а для эбру опять-таки подходят единицы! Отличительной особенностью раствора для эбру на целлюлозном загустителе является его идеальная прозрачность и отсутсвие запаха, в отличие от каррагинана — он слегка желтоват и пахнет морем. Целлюлозный раствор более вязок, но менее пластичен, что требует большего добавления воды, т. е. на густом растворе порисовать не удастся.

В России сейчас в свободной продаже есть два варианта целлюлозных загустителей для работы на традиционных красках для эбру:

  • загуститель для эбру № 2 (универсальный) от «Эбру-профи»;

- загуститель для эбру турецкой фирмы «Karin».

Для готовых красок для эбру, которых сейчас все больше появляется на российском рынке, рекомендуется использовать загуститель того же производителя. Но, как выяснилось на практике, загуститель для эбру № 2 (универсальный) от «Эбру-профи» работает с красками любых производителей.

Этот загуститель прекрасно подходит для проведения мастер-классов любого уровня. Готовится быстро - его можно запарить горячей водой и раствор готов сразу, после остывания и выхода пузырьков. Подходит и для эбру-шоу и для мраморирования - отрисовки абстрактных текстур и работы с тканью!

На известных мне загустителях, как импортных производителей (Art deco, PEBEO, Cadence), так и российских производителей готовых красок для эбру (кроме загустителя № 2 фирмы Эбру-профи) традиционные краски не работают, т. е. практически не растекаются по поверхности воды и падают на дно.

Все вещества, которые используются в качестве загустителей, являются пищевыми добавками и используются в пищевой и фармакологической промышленности поэтому они абсолютно безопасны для использования в качестве загустителя для эбру.





Made on
Tilda